Skip to Content

Свежий барометр финско-российской торговли: Приверженность российскому рынку отражается в действиях финских компаний

Финские компании считают коронавирус и ослабленный рубль самыми большими вызовами в торговле с Россией. В деятельности финских компаний сейчас, как никогда, акцентируется важность присутствия на российском рынке, что проявляется в эффективном использовании удаленной связи, локальных команд и партнерских сетей. В опросе осеннего барометра участвовали около 300 компаний, ведущих бизнес с Россией.

Среди респондентов исследования «Барометра финско-российской торговли» 64 процента компаний не меняли свою стратегию или бизнес-планы из-за коронакризиса. Из общего числа респондентов 36 процентов поменяли свою стратегию или планы либо из-за открывшихся в ходе кризиса возможностей, либо из-за вызванных кризисом проблем.

— Ситуация с коронавирусом особенно сильно затрудняет работу финских компаний на российском рынке, поскольку финско-российская граница закрыта для пассажирского движения. Ответная реакция компаний на это выглядит как вкладывание в свое присутствие на рынке России и приготовление к местным ограничениям на передвижение. Компании либо понизили свои финансовые цели, либо увеличили сроки выполнения намеченных планов, — говорит генеральный директор Финско-Российской торговой палаты Яана Реколайнен.

В исследовании барометра весной 2020 года совокупный эффект от коронакризиса и ценовой войны на нефть оценивался как разрушительный для российской экономики. Справиться с ситуацией России помогла совокупность других обстоятельств: ослабление коронакризиса летом, соглашение о добыче нефти с Саудовской Аравией и относительно небольшая доля российского сектора услуг в экономике.

После быстрого восстановления летом позитивная динамика замедлилась осенью из-за слабого глобального спроса и второй волны коронавируса. В период проведения опроса осеннего барометра в России ускорилась вторая волна пандемии, и к концу проведения интервью осенью было зафиксировано 1,3 миллиона случаев заражений. Количество новых случаев возросло до более чем 13 000 в день. В Финляндии к концу опроса было зарегистрировано более 12 000 случаев заражения, а количество новых случаев возросло до 300 в день.

Перспективы компаний

В России открылись новые возможности для поставщиков цифровых услуг и сопутствующих технологий, а также для компаний в сфере здравоохранения. Закрытая для пассажирского движения граница между Финляндией и Россией и ограничения на передвижение, затрудняющие личные встречи, создают проблемы. Российские клиенты отложили инвестиции, что ослабляет экспортные перспективы финской промышленности. Сейчас компании используют преимущества цифрового маркетинга и электронной коммерции, хотя не увеличили ни продажи, ни маркетинг, как в последние годы.

Коронакризис оказал за последнее полугодие существенное влияние на торговлю финских компаний с Россией. Более 40 процентов респондентов заявили, что их бизнес и экспорт уменьшились, и более трети сообщили о сокращении импорта.

Менее половины респондентов ожидают, что их экспорт и бизнес в России останутся на текущем уровне в следующем полугодии, в то время как более половины надеются, что текущий уровень останется также неизменным в импорте. Роста экспорта и бизнеса ожидает примерно треть респондентов, а их сокращения — примерно одна пятая.

В бизнесе в России наиболее позитивные перспективы роста наблюдаются в промышленности и торговле. Среди респондентов-экспортеров наиболее позитивные перспективы роста в сфере услуг и в торговле. Рост импорта ожидается во всех отраслях. Ослабленный рубль отрицательно сказывается особенно на экспорте в промышленности и торговле. С импортом затруднений меньше — треть респондентов не испытывает никаких проблем.

О барометре

Исследование выполнено по заказу Финско-Российской торговой палаты ФРТП, Конфедерации финской промышленности EK, Центральной торговой палаты, East Office of Finnish Industries и Ассоциации предпринимателей Финляндии Suomen Yrittäjät. Исследование выполнено аналитическим агентством Taloustutkimus Oy. Сбор данных проводился в формате предварительно назначенного телефонного интервью в период 16.9.–12.10.2020. Всего было проведено 299 интервью. Исследование проводится два раза в год.

Дополнительная информация и комментарии:

Яана Реколайнен, ФРТП, +358 400 457 743, jaana.rekolainen@svkk.fi
Ханна Лаурен, Конфедерация финской промышленности EK, + 358 50 374 1785,  hanna.lauren@ek.fi
Томас Палмгрен, Suomen Yrittäjät, +358 50 500 3384, thomas.palmgren@yrittajat.fi
Лаури Вейялайнен, East Office of Finnish Industries, +358  46 876 1648, lauri.veijalainen@eastoffice.fi
Тимо Вуори, Центральная Торговая палата,+358 50 553 5319, timo.vuori@chamber.fi
Барометр

Комментарии

Back top top