Skip to Content
Тема

Границы открыты для грузов, но не для вирусов

Экономические последствия коронапандемии не обошли стороной финско-российскую границу. Согласно статистике финской Таможни, в январе-сентябре 2020 года экспорт товаров из Финляндии в Россию снизился более чем на одну пятую по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а импорт товаров из России в Финляндию — на целую треть. Снижение стоимости импорта товаров отчасти объясняется крутым падением цен на основной импортируемый продукт — нефть. Редакция журнала Venla решила выяснить, как сложившаяся в условиях коронавирусной пандемии ситуация повлияла на деятельность Таможни по обе стороны границы.

Текст: Патрик Саарто
Перевод: Инга Кайро

Финская таможня – ресурсы сосредоточены на досмотре грузов

Таможня Финляндии предусмотрительно подготовилась к распространению коронавирусной инфекции ещё на самой ранней стадии её распространения, поэтому персонал не подвергся заражению и продолжал работать в здоровом режиме, сообщают в финской Таможне. В пунктах пересечения границы Таможня взаимодействовала с органами здравоохранения и пограничной службой, активно информируя сообщество, в том числе, о мерах противодействия распространению заболевания.

Финские таможенники с особой осторожностью подходили к прямому общению с клиентами, как в пунктах обслуживания, так и при выполнении таможенных досмотров. Использование индивидуальных средств защиты сопровождалось дополнительной усиленной дезинфекцией там, где это было необходимо.

— Ограничения на пассажирские перевозки привели к резкому снижению количества иностранных пассажиров как в автомобильном, морском, так и воздушном трафике, что сократило объем работы по таможенному контролю в области пассажирских перевозок.

Такой разворот событий позволил перенаправить силы на грузовой трафик и расширить меры контроля в сегменте грузоперевозок, сообщили в Таможне.

По данным финской Таможни, количество вагонов, использованных в грузовых железнодорожных перевозках в указанный период, немного превысило показатели прошлого года. В Финляндию въехало на 8 процентов больше груженых транспортных средств, а выехало на 9 процентов меньше, чем в прошлом году. Количество пересекающих границу легковых автомобилей и минивэнов снизилось на 69 процентов.

Объем импорта морских перевозок из России в январе-июне 2020 был на одну десятую ниже, чем в прошлом году, в то же время объем экспортных морских перевозок из Финляндию в Россию упал с 228,1 тонны году до 10,6 тонны.

— Во время коронапандемии клиентов инструктировали и рекомендовали избегать ненужных посещений таможни, используя в основном электронные или альтернативные каналы оказания услуг. Таможенное оформление в электронном формате работает, как и раньше — безотказно, — объясняют в таможне.

«Таможенное оформление в электронном формате работает, как и раньше.»

В будущем финская Таможня собирается обучать и использовать служебных собак, которые способны выявлять коронаинфекцию у тех, кто въезжает в страну. Инфраструктура в ряде пунктов пересечения границы продолжает развиваться в рамках сотрудничества ЕС по внешней границе.

— В Иматре скоро появится рентген для просвечивания поездов. В настоящее время в Райя-Йоосеппи строится новое здание таможни и пограничного поста, улучшаются объекты обслуживания клиентов в Вартиусе. Все проекты должны быть завершены к 2022 году, -сообщили в Таможне.

Российская Таможня — здоровье и цифровизация на первом месте

Также и российская Таможня в условиях коронавирусной пандемии продолжала бесперебойно работать в нормальном режиме, обеспечивая в полном объеме потребности международной торговли. Для этого в ФТС был реализован большой комплекс мер, направленных на защиту сотрудников и лиц, пересекающих границу, действуют специальные оперативные штабы, осуществлены мероприятия с целью минимизации рисков заражения при проведении таможенного контроля, проведена оптимизация использования кадров и их переориентация на работу с грузами. Все сотрудники проинструктированы, обеспечены средствами индивидуальной защиты и дезинфекции, постоянно ведется тестирование. С марта 2020 года в региональных таможенных управлениях созданы кол-центры для оперативного информирования участников ВЭД, а также для консультирования по вопросам, связанным с совершением таможенных операций в отношении товаров первой необходимости, продовольствия и медицинских товаров.

— Беспрецедентная пандемия коронавируса явилась серьезным глобальным вызовом для всех стран и, в том числе, для таможенных служб. Уровень интеграции мировой экономики сегодня настолько значителен, что любые затруднения в международной торговле способны еще более ухудшить и без того непростую экономическую ситуацию. Но несмотря на все трудности, ФТС России и Таможне Финляндии удалось совместно обеспечить бесперебойное движение товаров через российско-финляндскую границу. В этих условиях нам помогает высокий уровень таможенного сотрудничества и взаимопонимания, которой сложился между таможнями наших стран, — отметили в ФТС.

«Но несмотря на все трудности, ФТС России и Таможне Финляндии удалось совместно обеспечить бесперебойное движение товаров через российско-финляндскую границу.»

По данным российской Таможни, пункты пропуска на российско-финляндской границе работают в штатном режиме. На некоторых менее загруженных пунктах пропуска сокращены часы работы из-за падения пассажиропотока, внесены коррективы в порядок оформления ввиду необходимости соблюдения санитарно-эпидемиологических ограничений, однако в целом динамика перемещения физических объемов грузов сопоставима с объёмами предыдущего года. Во всем мире эпидемия коронавируса привела к снижению спроса, спаду деловой активности и товарооборота. По данным Северо-Западного таможенного управления наблюдается некоторое уменьшение, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объемов декларирования, около 5%, и количества пересекающих границу грузовых транспортных средств — около 6%, что связано с негативной экономической конъюнктурой.

Кадровые ресурсы российской Таможни были сосредоточены на досмотре грузов. По данным таможенного управления Северо-Запада России, количество таможенных процедур в зоне проведения операций сократилось в этом году на 5%, а объем трансграничных перевозок на 6% по сравнению с аналогичным периодом. Часы работы самых тихих пунктов пропуска на границе между Финляндией и Россией были сокращены.

ФТС продолжает планомерную реализацию Комплексной программы развития на 2020 год, которая предусматривает кардинальное реформирование всей системы таможенных органов и перевод таможенного оформления в центры электронного декларирования. Объектами развития российской таможни в этом году были цифровизация и автоматизация таможенных процессов в последний год действия стратегии. В настоящее время в рамках проводимой реформы созданы и функционируют все 16 центров электронного декларирования, осуществляющих свою деятельность как по территориальному признаку, так и по видам транспорта или категории товара. Руководитель ФТС России Владимир Булавин торжественно открыл 15 сентября 2020 г. последнюю электронную таможню в Ростове-на-Дону, которая будет обеспечивать таможенное оформление товаров, перемещаемых автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом в Южном таможенном управлении.

В следующий период до 2030 года, планируется повысить уровень интеллекта в таможенном оформлении и оценки рисков, а также развить электронную коммуникацию между различными органами.

— В современных условиях, когда модель таможенного процесса в Российской Федерации и Евразийском экономическом союзе находится на этапе быстрых качественных преобразований, участники внешнеэкономической деятельности, как показывают опросы, в наибольшей степени заинтересованы в эффективной адаптации к новому нормативному регулированию. В этой связи хотелось бы высоко оценить деятельность Финляндско-Российской торговой палаты по постоянному информированию своих членов об изменениях нормативной базы и аналитическому сопровождению наиболее актуальных новаций в таможенном администрировании, — подчеркнули в ФТС вклад Финско-Российской торговой палаты в развитие торговли.

Российская таможня рекомендует участникам ВЭД обращать внимание на точность электронного таможенного оформления и повышать качество работы декларанта. Полномасштабное внедрение электронного декларирования в ФТС показывает, что далеко не все декларанты оказались готовы работать в новых условиях — значительная доля деклараций не проходит автоматическую регистрацию из-за ошибок, допущенных при заполнении и подаче, что увеличивает сроки проведения таможенных операций.

Российская таможня также рекомендует участникам ВЭД, которые оказывают транспортно-логистические услуги, ответственно и тщательно соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, использовать средства защиты, вести постоянный контроль и тестирование сотрудников, осуществляющих перевозки.

По мнению российской Таможни, границы должны оставаться прозрачными только для людей и товаров, но не для вирусов.

— Хотелось бы еще раз обратить внимание всех участников внешнеэкономической деятельности на необходимость предоставления при декларировании достоверных данных, в частности, по таможенной стоимости. Внедрение в ФТС России новых автоматизированных технологий оценки уровня риска товарной партии и совершенствование субъектно-ориентированной модели управления рисками существенно увеличивает эффективность выявления различных нарушений. Кроме того, с 1 октября текущего года возобновляются внеплановые выездные таможенные проверки, назначенные в период до 13 апреля включительно, — комментируют рабочие процессы в ФТС.

Комментарии

Back top top