Skip to Content
Экспертное мнение

Маркировка товаров дает дополнительные возможности для развития мелкого и среднего бизнеса

Редакция ФРТП обратилась к специалистам российского Центра Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ) за разъяснениями о том, как работает система цифровой маркировки и прослеживания товаров в России и что компаниям нужно учитывать в свете активного внедрения этой системы. В чем заключается её выгода для бизнеса? Какие следующие товарные группы планируется включать в систему? Пресс-служба ЦРПТМ прислала нам эксперное мнение, которое мы здесь публикуем в надежде, что оно обогатит участников финско-российского бизнеса новыми знаниями.

«Честный ЗНАК»

По подсчетам Высшей школы экономики, в 2015 г. доля нелегального оборота товаров в России достигла 9% рынка или 2,5 трлн. руб. В красной зоне — алкоголь, одежда и обувь. На текущий момент доля контрафакта и фальсификата на рынке минеральной воды – 20-25% (достигает 60% по отдельным товарам), молочной продукции – до 25%, лекарства – 1-2% (по некоторым данным, 5%), парфюмерия – 20%, 21% в легкой промышленности. Статистика ФТС: в 2018 г. выявлено в 1,6 раза больше контрафакта, чем в 2017 г. Эксперты компании Nielsen выяснили, что доля нелегальных сигарет на рынке табака по итогам 1 квартала 2019 г. составляет 10,3% (год назад 4,5%).

Система является единой и универсальной для всех категорий товаров, она позволяет отслеживать движение каждого товара от производителя до потребителя в течение всего срока нахождения на рынке.

Для обеления рынков и повышения прозрачности Правительство РФ приняло решение о создании единой государственной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров. Система получила название Честный ЗНАК. Это основанный на цифровых технологиях национальный инструмент, позволяющий обеспечивать защиту жизни и здоровья потребителей, выравнивания конкуренции, контроля качества товаров, борьбы с любым незаконным оборотом. Система является единой и универсальной для всех категорий товаров, она позволяет отслеживать движение каждого товара от производителя до потребителя в течение всего срока нахождения на рынке.

Цифровой код дата матрикс, который наносится на товары, защищается от подделывания российскими технологиями криптографии. Система позволяет бороться со всеми видами нелегальной продукции – контрафакт, фальсификат, контрабанда и т.д. Также в настоящее время разрабатывается цифровая платформа для беспрепятственного движения товаров через границы стран Евразийского союза. Соглашение о маркировке в ЕАЭС вступило в силу в апреле 2019 г.

Также в настоящее время разрабатывается цифровая платформа для беспрепятственного движения товаров через границы стран Евразийского союза.

Координатором создания и развития государственной информационной системы определен Минпромторг, оператором – Центр развития перспективных технологий, который был создан на базе ГК Ростех при участии ЮСМ и партнёров. ЦРПТ имеет уникальные компетенции (основной акционер ЮСМ – крупнейший ИТ работодатель России, имеет опыт создания федеральных защищённых отказоустойчивых систем). Проект реализуется в формате государственно-частного партнёрства на средства акционеров Центра развития перспективных технологий, что позволяет государству достичь поставленных целей по борьбе с теневой экономикой и нелегальным оборотом при отсутствии расходов из бюджета, повышает скорость внедрения системы, определяет единую точку ответственности, одновременно оставляя за собой все контрольные функции. ЦРПТ инвестирует 220 млрд. рублей в создание и развитие системы Честный ЗНАК за 15 лет. Окупаемость инвестиций проекта наступит не ранее, чем через 7 лет.

Какой международный опыт учитывался при внедрении маркировки?

В последние годы одним из мировых трендов стало введение систем маркировки и прослеживания для различных групп товаров. Большинство развитых стран уже давно реализуют подобные инициативы, фокусируясь на фармацевтической, алкогольной и табачной отраслях.

По данным обзора BCG, посвященного мировому опыту применения маркировки и прослеживания, среди исследованных государств 100% имеют обязательные программы маркировки в фармацевтике, 80% — в табачной продукции и напитках, 10% выборки используют в табачной продукции добровольную систему маркировки, созданную производителями.

Чаще всего для запуска и дальнейшего сопровождения подобных систем привлекается частный оператор. Более того, государство стремится привлекать одного оператора для работы над несколькими проектами в различных отраслях для синергетического эффекта.

Единый частный оператор самостоятельно занимается генерацией или «созданием» кода маркировки, отвечает за его защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы.

Как правило, единый частный оператор самостоятельно занимается генерацией или «созданием» кода маркировки, отвечает за его защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы. «Частная» финансовая модель не создает значительную нагрузку на бизнес и на бюджет государства – оператор получает оплату за услугу прослеживаемости с производителя и самостоятельно обеспечивает работоспособность и катастрофоустойчивость системы.

Благодаря отсутствию дополнительного административного и бюрократического давления частная компания реализует проект в более сжатые сроки. Так, по данным BCG, сроки реализации программы маркировки составляли 5-7 лет в фармацевтике при участии государственного оператора и 3-5 лет в табачной отрасли при участии частного.

Наиболее успешные примеры реализации инициатив в области прослеживания являются результатами тесного взаимодействия государственных структур и частного технологического партнера, не аффилированного с попадающими под маркировку индустриями.

В ЕС государством создана система маркировки и прослеживаемости «eTACT» для фармацевтической отрасли, в США официальный государственного оператора нет, но производители могут сами внедрять добровольные программы и привлекать частные компании. В Турции, Бразилии и Китае для реализации программы маркировки в нескольких отраслях использовался один и тот же оператор: Турция и Бразилия – табачные изделия и напитки, Китай – лекарственные препараты и продукты питания.

Мировой опыт внедрения систем маркировки и прослеживания показывает, что предпочтение при выборе оператора отдается частным компаниям. Частный оператор, созданный на основе государственно-частного партнерства, позволяет экономить государственных бюджет за счет собственных инвестиций, сокращает скорость внедрения системы, вкладывается в развитие дополнительных маркетинговых услуг и бонусных программ. Важным моментом в выборе оператора является отсутствие бюрократических препонов, возможность диалога на «языке бизнеса» и реализации неспецифических для государства функций, таких как подключение и сервисное обслуживание сотен тысяч клиентов.

В чем заключается выгода для бизнеса, государства и конечного потребителя?

Внедрение системы может внести вклад в ВВП в размере 1,2% за счет снижения незаконного оборота (1,1 трлн. руб.). Из них более 360 млрд. в год — доля государства от эффекта легализации за счет роста налоговых поступлений. Дополнительный косвенный эффект — до 160 млрд. руб. за счет повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности и сокращения непроизводственных затрат участников рынка.

Повышение прозрачности рынков. Государство получает реальный инструмент для повышения собираемости налогов и борьбы с коррупционной составляющей на всех уровнях.

Интеграция с «единым кассовым чеком» автоматизированных систем контроля ФНС, таможенными базами данных ФТС позволит Правительству РФ анализировать большинство товарных сделок в режиме реального времени. Потенциальные возможности и гибкость системы, которые могут работать с такой инфраструктурой, – потенциал «электронного государства» на порядок выше имеющихся в мире аналогов.

Внедрение системы позволит достичь существенного роста производительности труда, благодаря цифровизации и автоматизации основных операционных процессов.

Общественный контроль (возможность каждому покупателю проверять подлинность товара через мобильное приложение) — государство получит мощный инструмент повышения вовлеченности общества в процесс контроля качества продукции. С помощью общественного контроля в лице покупателя будет создан естественный барьер на пути контрафакта. Система маркировки и прослеживания делает конечного потребителя товара ключевым участником цифровой системы, предоставляя ему возможность в режиме онлайн контролировать подлинность приобретаемой продукции и сообщать о выявленном нарушении.

Проект позволит производителям перейти на Индустрию 4.0, работу по принципам Just in Time., т.е. под запрос. Бизнес, получая в режиме онлайн данные о движении продукции, сможет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции.

Покупатель получает уверенность в приобретении легального и качественного товара, сможет защитить свое здоровье и жизнь от нелегальной продукции. Он получает инструмент общественного контроля — мобильное приложение Честный ЗНАК, которое позволит потребителю самостоятельно проверять легальность продукции на полках магазина и избежать введения себя в заблуждение.

Проект позволит производителям перейти на Индустрию 4.0, работу по принципам Just in Time., т.е. под запрос. Бизнес, получая в режиме онлайн данные о движении продукции, сможет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции.

бизнес сможет снизить себестоимость. Розничная цена продукции по расчетам в среднем должна сократиться на 5-10% от первоначальной стоимости товара.

Легальный производитель увеличит долю рынка и объемы выручки благодаря снижению доли серого рынка. В результате бизнес сможет снизить себестоимость. Розничная цена продукции по расчетам в среднем должна сократиться на 5-10% от первоначальной стоимости товара.

Бизнес перейдет на электронный документооборот (ЭДО). Это радикально сокращает объем бумажных документов, которыми до сих пор активно обмениваются между собой российские компании. В логистике экономия на операционных затратах, связанных с процессом обработки грузов, составит минимум 20%, а сокращение затрат, связанных с ошибками персонала при сборке заказов клиента или подготовкой сопроводительной документации, составит до 90-95%.

Также маркировка дает дополнительные возможности для развития мелкого и среднего бизнеса. Добросовестная конкуренция, единые правила и возможности работы для всей розницы – большой и малой. Продажа полностью легального, гарантировано аутентичного товара – рост доверия к бизнесу. Т.е. отсутствие репутационных издержек, жалоб и как следствие проверок.

Какие следующие товарные группы планируется включать в систему?

На первом этапе в соглашение о ГЧП вошли 13 товарных групп (меховые изделия, молочная и табачная продукция, лекарственные препараты, духи и туалетная вода, шины и покрышки, пять категорий товаров легкой промышленности, обувь, фотокамеры и вспышки). Далее планируется расширение списка, в частности, на пищевую продукцию, бакалею, бытовую технику, детское питание, минеральную воду, безалкогольные напитки, бытовую химию и другие группы. К 2024 году должна быть создана сплошная система маркировки и прослеживания, которая включит в себя широкий список товарных категорий.

Какие дополнительные расходы возникают для импортеров, и есть ли возможность маркировать товар за пределами РФ и у кого приобретать маркировку?

ЦРПТ генерирует коды и ведет список всех участников оборота. Это значит, что каждая организация, участвующая в обороте (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться в системе маркировки. После того, как производитель заказал код, нанес и зарегистрировал в системе, что он ввел его в оборот, можно прослеживать, через кого и куда он был перемещен, до самого конца, когда происходит продажа через кассу и код выбывает из оборота.

Товар за пределами РФ может быть маркирован как на производстве, так и на любой точке сортировки и упаковки товара, заказ средства идентификации с кодами маркировки осуществляется импортерами. Импортер изготавливает средство идентификации и передает его в место нанесения на товар.

Back top top