Skip to Content
Экспертное мнение

Как работает логистический бизнес в карантинных условиях?

Пандемия коронавируса поменяла привычные связи между производителями и потребителями во всем мире и внесла серьезные изменения в бизнес транспортных и логистических компаний. Коммерческий директор работающего в России логистического оператора CJSC Polar Logistics Region Анна Дашичева рассказала редакции ФРТП, как компания работает в сложившихся условиях, что происходит на рынке логистики и как российским участникам ВЭД можно подготовиться к изменениям.

На фото: Коммерческий директор CJSC Polar Logistics Region Анна Дашичева

Polar Logistics Group — одна из ведущих международных логистических компаний, основанная в 2001 году в г. Хельсинки. Компания предоставляет услуги экспедирования, транспортировки, таможенной очистки и локальной доставки грузов с использованием автомобильного, морского, железнодорожного и воздушного транспорта, а также услуги по отслеживанию маршрутов, контролю движения грузов и временному хранению товаров на таможенных и «свободных» складах.

Polar Logistics Group имеет головной офис в Хельсинки и представлена в 115 странах мира, являясь опытным экспертом в логистике для секторов машиностроения, электротехники, энергетики, металлургии, химической промышленности и розничного бизнеса.

Валютные риски являются критичными для всех международных логистических компаний, представленных в России.

Работа в новых условиях

— Начиная с марта 2020, мы столкнулись уже с несколькими вызовами, и это связано как с пандемией нового вируса, так и с экономической ситуацией, возникшей до нее. Оба этих события самым негативным образом отразились на курсе рубля, а, как известно, валютные риски являются критичными для всех международных логистических компаний, представленных в России. Мы не являемся исключением. Компаниям довольно часто приходится привлекать иностранных поставщиков услуг, причем с заказчиками в РФ расчеты производятся в рублях. Предоставляя клиентам отсрочки по оплатам, как это часто принято в сфере логистических услуг, мы вынуждены брать на себя риски колебаний в курсах валют и возникающие из-за этого курсовые разницы в наших оплатах поставщикам и задержки оплат от некоторых заказчиков. В этой связи мы сейчас прорабатываем варианты минимизации валютных рисков, одним из которым может стать инструмент хеджирования.

Мы сейчас прорабатываем варианты минимизации валютных рисков, одним из которым может стать инструмент хеджирования

В остальном, что касается работы нашей компании и влияния на нее пандемии — до сегодняшнего момента эпидемиологическая обстановка серьезно не повлияла на организацию и объемы поставок. В конце марта мы наблюдали сбои в логистических цепочках, такие, как изменения в работе паромных линий между Швецией и Финляндией, закрытие складов в период первой нерабочей недели в РФ. В апреле, после публикации перечня компаний, которым разрешена работа — а это все логистические и транспортные компании, склады, логистические операторы, производственные и оптовые компании, мы вернулись к привычному формату. Конечно, изменения затронули привычную жизнь офиса. Здесь мы в первую очередь столкнулись с необходимостью срочного изменения организационной структуры – перехода практически всех сотрудников на дистанционный режим, регулирование взаимодействия внутри компании.

фото: Logistics Group

Пересмотр организационных процессов

— Ситуация с новым вирусом послужила толчком для пересмотра в первую очередь всех организационных процессов. Многие компании, и наша не исключение, сделали полезное открытие, что для ряда позиций «home office» является не менее эффективным, чем работа на дорогостоящих офисных территориях. Данная ситуация способствовала тому, что компании пересмотрели свое отношение к расходам и сделали шаги к их сокращению.

Но, конечно, для ряда сотрудников режим самоизоляции серьезно изменил привычный функционал и, к сожалению, сделал невозможным исполнение ряда должностных обязанностей. Это коснулось сотрудников отдела продаж и развития, где большинство контактов устанавливалось в ходе личных встреч с потенциальными клиентами.

Ценообразование

— Отмена пассажирских перевозок, а именно паромное и авиасообщение, очень больно ударила по логистической отрасли, как в плане нарушения цепи поставок, так и в принципах ценообразования. В отношении авиаперевозок наблюдается серьезное повышение стоимости услуг, а также возникает необходимость пересмотра ранее используемых маршрутов. С другой стороны, из-за отмены перелетов в Санкт-Петербург, Северо-Западный регион РФ теперь активно использует схему доставки авиа грузов через Хельсинки.

Из-за отмены перелетов в Санкт-Петербург, Северо-Западный регион РФ теперь активно использует схему доставки авиа грузов через Хельсинки

Грузовые автомобильные перевозки оказались в лучшем положении, изменения их практически не коснулись. В марте тарифы на автомобильные грузоперевозки из других стран ЕС значительно выросли, но теперь они более стабильны. В РФ стоимость услуг осталась на прежнем уровне либо незначительно снизилась из-за падения спроса.

Тренды рынка

— На фоне отраслей, наиболее пострадавших от запретов и ограничений в связи с коронавирусом, логистическая отрасль выглядит достаточно стабильно. Сфера международной торговли и компании, задействованные в ней, изначально были внесены в списки исключений, на которые не распространяются требования о приостановке деятельности.

Но, как я уже упоминала, мы не остались в стороне от изменений и сложностей. Серьезные изменения произошли в авиаперевозках, в работе паромных линий. Также произошли отмены или переносы большого числа поставок из Европейских стран по причине закрытия предприятий-изготовителей.
Также хочется отметить, что Правительство регулярно издает Постановления и другие нормативные акты, регулирующие внешнеторговый оборот. Под запрет экспорта попал большой перечень товаров, это в первую очередь средства медицинской защиты, медицинское оборудование и т.д. Также ограничения на экспорт коснулись серьезного перечня продуктов питания (зерно, крупы и т.д.). С 30 апреля расширен перечень продукции, в отношении которых введены ограничения при госзакупках.

В относительной перспективе мы ожидаем падение потребительского спроса, что приведет к серьезному сокращению объема перевозок. По нашим самым оптимистическим прогнозам падение составит около 20%.

По нашим самым оптимистическим прогнозам падение потребительского спроса в относительной перспективе составит около 20%

В целом сейчас  в отрасли оформились следующие устойчивые тренды:

  • Переформатирование существовавших ранее логистических схем доставки
  • Увеличение доли электронного документооборота
  • Переход на удаленную работу из-за растущей озабоченности социальным дистанцированием.
  • Работа над эффективностью
  • Сокращение расходов

На финско-российской границе

— По сравнению с ситуацией на прибалтийской и польско/белорусской границе, на финско-российской границе в течение всего времени пандемии наблюдается стабильная работа пропускных пунктов, очереди не превышают показатели обычных дней.

Грузопотоки

— В отношении поставок из Финляндии и Скандинавских стран – особых изменений не произошло. На фоне сократившихся авиаперевозок добавились мультимодальные перевозки авиа/авто. Из центральной Европы увеличилась доля поставок с привлечением паромных линий из портов Германии/Бельгии/Нидерландов. Также статистика показала серьезный рост контейнерных поставок из Китая по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

На фоне сократившихся авиаперевозок добавились мультимодальные перевозки авиа/авто

Изменения для участников ВЭД

— Правительство РФ издало несколько нормативных актов, регламентирующих проведения проверок в отношении бизнеса. Согласно этим постановлениям, бизнес освобожден от значительного количества контрольных мероприятий. Но, к сожалению, эти изменения не коснулись таможенных проверок, за исключением выездных таможенных проверок. Таможенные органы как и ранее имеют право запрашивать документы и производить досмотры в процессе оформления, а также проводить ведомственный контроль и камеральные проверки после выпуска товаров. Последние в нынешних условиях представляют для бизнеса наибольшую угрозу. В рамках камеральной проверки таможня обычно запрашивает серьезный перечень документации (технической, налоговой, документы внутреннего учета) за период до 3-х предыдущих лет, и предоставление такого массива данных в условиях дистанционной работы и в кратчайшие, установленные таможней, сроки порой является невыполним заданием. Также хочется упомянуть, что с 19 марта 2020 года Арбитражные суды приостановили проведение судебных заседаний до 12 мая 2020 года. Как результат – бизнес на этот период оказался один на один с таможенными органами, без возможности оспаривать принятые решения в свой адрес.

Бизнес на этот период оказался один на один с таможенными органами, без возможности оспаривать принятые решения в свой адрес

Таможенный контроль

— Изменения серьезным образом коснулись всей цепочки таможенного контроля – есть изменения в организации форм взаимодействия таможни и участников ВЭД, в фактическом и документальном контроле. Произошли организационные изменения в таможнях, на МАПП и таможенных постах – теперь в этих структурах выделены сотрудники, находящиеся в резерве – на случай внештатных ситуаций (в случаях возникновения очагов заражения в таможенных органах). Организованы дополнительные смены сотрудников отдела оформления и таможенного контроля. Сотрудники отделов таможни переведены на работу в рамках дежурств (для уменьшения контактов), что приводит к задержкам в работе функциональных отделов.
Налажена бесконтактная передача документов от водителей сотрудникам таможен.

Решением Совета ЕЭК от 16.03.2020 № 21 регламентирует освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины товаров согласно Перечню. Данная льгота предоставляются при соблюдении следующих условий:

  1. декларация на товары должна быть подана 16 марта 2020 года по 30 сентября 2020 года (включительно)
  2. код и наименование декларируемых товаров должны соответствовать коду и наименованию товара, содержащегося в соответствующем Перечне, утвержденном решением no21 от 16.03.20
  3. в таможенный орган должны предоставляться документы, подтверждающие целевое назначение ввозимых товаров. В данном подтверждении должны быть указаны номенклатура, количество и стоимость данных товаров, а также лицо, осуществляющее ввоз. Данное подтверждение выдаёт уполномоченный орган исполнительной власти российской федерации. На сегодняшний момент это Минздрав и Минпромторг.

Минздравом установлена компетенция по выдаче подтверждения в отношении готовых изделий, поименованных в перечне утвержденном 21 Решением. В отношении минпромторга это сырье, материалы для производства изделий медицинского назначения.

Постановление Правительства от 2 апреля 2020 года № 419 — расширен перечень товаров, реализация которых на территории российской федерации освобождается от обложения ндс (теперь это касается и медицинских товаров которые ввозятся для борьбы с распространением коронавирусной инфекции). Подтверждения целевого назначения товаров, ввозимых в рамках распространения борьбы с распространением коронавирусной инфекции возложены исключительно на субъекты российской федерации, т. е. на исполнительные органы субъектов российской федерации.

Решением совета ЕЭК от 08.04.2020 № 38 (вступило в силу 23.04.20) предусмотрено, что в отношении товаров поименованных в решении совета ЕЭК от 16.03.2020 № 21 соблюдение запретов и ограничений с 3 апреля по 30 сентября переходит на другой уровень, т.е. в отношении товаров где требовались бы разрешительные документы (регистрационное удостоверение и др.) предоставление их не требуется, достаточно будет подтверждения, выданного уполномоченными органами — Минздравом, либо Минпромторгом.

Решением Совета ЕЭК от 03.04.2020 № 33 утвержден Перечень товаров критического импорта, при ввозе которых на территорию Евразийского союза не взимается ввозная таможенная пошлина и которые подлежа первоочередному оформлению.

Есть упрощения при подтверждении страны происхождения товаров. На текущий момент сведения о подлинности электронных непреференциальных сертификатов страны происхождения товара подтверждаются уполномоченными органами Следующих стран: Бельгия, Бразилия, Болгария, Великобритания, Дания, Иран, Италия, Канада, Катар, Китай, Нидерланды, Норвегия, Оаэ, Португалия, Республика Корея, Сингапур, Словакия, Словения, Сша, Финляндия, Франция, Швеция, Турецкая Республика. Таможня РФ принимает информацию о верификации сертификатов происхождения с сайта международной торговой палаты.

А по ряду товаров из развивающихся и наименее развитых стран (Индия, Корея, Китай), выпуск по копии с гарантийным обязательством предоставления оригинала в течение 6 месяцев.

Переход на самостоятельное декларирование

— С 2021 года органы по сертификации перестанут регистрировать декларации о соответствии. На сайте Росаккредитации размещена пошаговая инструкция (видеоинструкция) по работе с сервисом регистрации деклараций о соответствии. Коротко — заявителю необходимо получить квалифицированную электронную подпись руководителя юридического лица в любом аккредитованном удостоверяющем центре; установить на компьютер необходимые сертификаты и расширения; на портале «Госуслуги» привязать электронную цифровую подпись руководителя организации к личному кабинету физического лица; добавить в личный кабинет физического лица организацию и сотрудников, ответственных за введение информации. Заключительным шагом является получение электронной подписи сотрудника, который будет вводить данные на сайте Росаккредитации.

На сайте Росаккредитации размещена пошаговая инструкция (видеоинструкция) по работе с сервисом регистрации деклараций о соответствии

Также на различных площадках регулярно проводятся семинары, где Росаккредитация проводит обучающую и разъясняющую работу.

Прогноз

— В первую очередь, мы можем предсказать определенную степень нестабильности, пока не будет произведена вакцина или действенные лекарства.
Также мы предполагаем, что многие инвестиционные проекты будут приостановлены или отложены, особенно если эти отрасли будут рассматриваются как несущественные.

Стабильность рубля по-прежнему будет критичной как для нашей, так и для многих других отраслей

Ну и как уже упоминалось в самом начале — стабильность рубля по-прежнему будет критичной как для нашей, так и для многих других отраслей.

Комментарии

Back top top