Skip to Content

Отдаленные регионы

Управление коммунальными отходами в отдаленных районах

Введение

В Финляндии, в соответствии с Законом об отходах, основная ответственность за управление отходами возлагается на владельцев отходов.  Тем не менее, обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в основном относится к сфере ответственности муниципалитетов. Муниципалитеты обеспечивают организацию и финансирование управления отходами, главным образом, за счет платы, взимаемой с обслуживаемых объектов. Помимо этого они могут предлагать услуги, например, компаниям. Однако, согласно законодательству об отходах, основная идея заключается в том, чтобы финансировать управление твердыми коммунальными отходами за счет собранных платежей, без привлечения налоговых средств на поддержание данной системы. В отношении некоторых фракций отходов систему сбора и обработки также обязаны организовывать производители отходов.

Не смотря на огромные региональные различия: климат, географию, инфраструктуру, транспортную удаленность, расположение объектов и т.д., надлежащий уровень управления коммунальными отходами в Финляндии должен обеспечиваться по всей стране. В данной статье представлена ​​основная информация об общем управлении отходами в Финляндии, проблемах, вызванных региональными различиями, примерах организации управления отходами в отдаленных и/или малонаселенных районах, а также перспективных целях по управлению коммунальными отходами.

Финляндия

Финляндия – самая слабозаселенная страна в ЕС. В конце 2020 года население Финляндии составляло 5 533 793 человека. Средняя плотность населения Финляндии равна 18,2 человека на квадратный километр, но данный показатель сильно варьируется в зависимости от региона (например, от менее 2 чел./км2 на севере, в Лапландии, до 187 чел./км2 в регионе Южная Финляндия). Соотношение населения по месту проживания в Финляндии следующее: в городах проживают 72,1%, в сельской местности – 26,7% (из них в малонаселенных сельских районах – 4,8 процентных единиц).

На 2021 год в Финляндии 19 регионов и 309 муниципалитетов, 293 из которых расположены на материковой части Финляндии и 16 – на Аландских островах (рис. 1). Средняя площадь муниципалитетов составляет 760 км2, самый маленький муниципалитет – 6 км2, самый большой – 17 334 км2.

Рисунок 1. Регионы Финляндии

Население девяти городов превышает 100 000 человек (столица страны Хельсинки с населением около 656 000 человек, за ней следуют Эспоо, Тампере, Вантаа, Оулу, Турку, Ювяскюля, Лахти и Куопио). На эти девять городов приходится 1% территории Финляндии, 30% населения страны и 40% всех рабочих мест. Половина муниципалитетов имеет население менее 6000 жителей. На эти небольшие муниципалитеты приходится около 50% территории, 15% населения и около 10% всех рабочих мест. В самых маленьких муниципалитетах проживает менее 200 жителей.

 

Региональные примеры отдаленных районов Финляндии

Лапландия

В Северной Финляндии проживает менее двух жителей на квадратный километр («Это Финляндия», 2014). Лапландия занимает более 25% от общей площади Финляндии (площадь суши 338 424 км2), но в ней проживает лишь 3,4% населения («Центр «ELY» для Лапландии», 2011). Многие муниципалитеты имеют довольно небольшую площадь и расположены далеко друг от друга, магистральная инфраструктура может быть слабой. Также присутствуют существенные климатические различия: холодные зимы и умеренно теплое лето. В Северной Финляндии продолжительность температурной зимы (с среднесуточной температурой ниже нуля градусов по Цельсию) составляет 5–7 месяцев (Финский метеорологический институт, 2016). В Финляндии уникальные условия и их необходимо учитывать при выборе наиболее подходящего метода обращения с ТКО, особенно на севере.

Компании по переработке отходов, работающие в Лапландии: «Lapland Waste Management» («Lapin Jätehuolto kuntayhtymä»), www.lapeco.fi (на финском языке); «Napapiirin Residuum Oy», www.residuum.fi (на финском языке) и https://residuum.fi/wpcontent/uploads/2021/01/residuum-lajitteluohje-web-en.pdf (справочник по сортировке отходов на английском языке) и «Perämeren Jätehuolto Oy», www.jakala.fi (на финском языке)

Северная Карелия

Описание будет добавлено.

Кюменлааксо

Описание будет добавлено.

 

Ответственность за обращение с отходами в малонаселенных районах

В соответствии с Законом об отходах, основную ответственность за управление отходами несут владельцы отходов: частные лица, собственники и компании. Существует исключение из данного правила: в отношении некоторых видов продукции ответственность за организацию обращения с отходами несут муниципалитеты, а также производители и импортеры. При обращении с отходами должны применяться наиболее экономически жизнеспособные технологии, а также передовые методы предотвращения вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Закон об отходах запрещает неконтролируемый сброс и обращение с отходами во всех регионах Финляндии.

Муниципалитеты несут ответственность за управление бытовыми отходами (включая сбор и обращение с коммунальными отходами, а также опасными бытовыми отходами) и коммунальными отходами, образующимися в ходе административно-хозяйственной деятельности муниципалитета, во всех муниципалитетах Финляндии, а также малонаселенных и отдаленных районах. Обязанности по обращению с отходами часто передаются местным компаниям по обращению с отходами, которые организуют большую часть управления коммунальными отходами, включая транспортировку, обращение, захоронение, компостирование и мусоросжигательные заводы, а также руководство по отходам. Некоторые услуги приобретаются у частных компаний по обращению с отходами.

Муниципальный орган власти по управлению коммунальными отходами несет ответственность за административные обязанности по управлению отходами, в том числе, принятие решений о системе обращения с отходами и тарифы на коммунальные отходы. Если несколько муниципалитетов создают региональную компанию по управлению отходами, то они также должны сформировать совместный орган для выполнения административных функций. В ведении муниципальных органов власти по охране окружающей среды может находиться один или несколько муниципалитетов. Органы власти выдают разрешения на мелкомасштабную деятельность по обращению с отходами, включая хранение опасных отходов в малом объеме и транспортных средств с выработанным ресурсом. Они также принимают уведомления профессиональных перевозчиков отходов в реестре управления отходами. Муниципальные органы власти контролируют соблюдение требований предприятиями и населением.

Муниципалитеты не несут ответственности за отходы, на которые распространяется ответственность производителя. Ответственность производителя означает ответственность изготовителей и импортеров (т.е. «производителей») по организации и оплате управления отходами, образующимися в результате использования их продукции. Ответственность производителя распространяется на шины автомобилей, а также других транспортных средств и оборудования; легковые автомобили, фургоны и другие аналогичные транспортные средства; батареи и аккумуляторы; газеты, журналы, офисную бумагу и другую аналогичную бумажную продукцию, электронные и электрические приборы (ЭЭО); а также упаковку. Производители и сформированные ими корпорации производителей обязаны организовать региональные пункты сбора для отходов данного типа. Количество и место размещения пунктов сбора регулируется законодательством и, в частности, обуславливается численностью населения территории. Следовательно, в наиболее малонаселенных, отдаленных районах пункты сбора могут иметь большую транспортную удаленность.

В соответствии с Законом об отходах, с владельцев отходов должна взиматься плата за услуги по обращению с отходами, предоставляемые муниципалитетами. Плата за коммунальные отходы направляется на покрытие расходов по управлению отходами. Плата за отходы должна соответствовать уровню услуг, предоставляемых муниципалитетом, и, по возможности, стимулировать сокращение количества и вредности отходов, а также обеспечивать управление отходами согласно приоритетному порядку, установленному Законом об отходах. Размер платы за отходы обуславливается типом, качеством и количеством отходов, а также интервалом вывоза. Другими факторами, влияющими на размер платы, являются условия сбора и транспортировки отходов на объекте и в зоне вывоза, применение муниципального оборудования для сбора отходов, а также транспортная удаленность при раздельном вывозе отходов.

Муниципалитеты также могут взимать отдельный базовый сбор, так называемый «экосбор», на покрытие расходов, связанных с предоставлением руководства по обращению с отходами, ведением реестров и другими аналогичными задачами, относящимися к управлению отходами. Экосбор существует не во всех муниципалитетах, размер основного сбора может зависеть от количества жителей на объекте, назначения объекта и прочих факторов. («KIVO», 2020b)

В дополнение к системе пообъектного сбора в некоторых регионах могут существовать пункты раздельного сбора коммунальных отходов. По всей стране действует сеть систематизированного раздельного сбора упаковки (т.н. пунктов сбора «Rinki eco»), отвечающая системам ответственности производителя. Организовано более 1 850 пунктов приема картонной, стеклянной и металлической упаковки «Rinki eco», более 600 пунктов принимают пластиковую упаковку. Большинство пунктов «Rinki» находятся в самых густонаселенных районах.  (рис. 2)

Рисунок 2. Плотность населения и расположение пунктов сбора «Rinki eco» в Финляндии.

 

Предприятия по переработке отходов

Обращение со смешанными отходами, а также перерабатываемыми фракциями отходов раздельного сбора в основном производится на достаточно крупных мусороперерабатывающих предприятиях. Большая часть смешанных отходов, около 58%, сжигается на станциях энергетической утилизации (W2E), в основном расположенных рядом с городами или другими источниками отходов (рис. 3). Учитывая расположение мусороперерабатывающих предприятий, в некоторых отдаленных и малонаселенных районах необходимы так называемые перегрузочные станции, где производится первичное накопление отходов на региональном уровне, а затем транспортировка более крупными транспортными средствами, например, на завод W2E с целью сжигания.

Рисунок 3. Расположение крупнейших мусоросжигательных заводов в Финляндии.

Сбор биоотходов производится в крупнейших городах, а также многих других густонаселенных районах Финляндии. Обязанность раздельного сбора биоотходов устанавливается муниципальным регламентом по управлению отходами. Из-за проблем, связанных с климатом, транспортной удаленностью и плохой дорожной инфраструктурой, не все густонаселенные районы Финляндии осуществляют раздельный сбор. В этой связи настоятельно рекомендуется домашнее компостирование.

Обращение с раздельно собранными биоотходами также в основном производится на крупных объектах, расположенных в наиболее густонаселенных районах, которые могут находиться довольно далеко от источника (рис. 4-5). В настоящее время наиболее распространенным способом обработки биоотходов является анаэробное разложение в биогазовых установках, также производящих биогаз для применения в качестве топлива и разложение для применения, например, в качестве удобрения. Биоотходы также можно использовать для производства биотоплива (например, биоэтанола, биодизеля) или компостировать. Поскольку Финляндия довольно неоднородна с точки зрения плотности населения и природных условий, то единой стратегии управления биоотходами, подходящей для всей страны, не существует, поэтому необходимо рассматривать менее масштабные региональные решения, в том числе в отдаленных районах.

Рисунок 4. Расположение биогазовых установок и заводов по производству биотоплива в Финляндии на 2021 год.

За последние десятилетия в Финляндии сильно сократилось количество полигонов. Также уменьшился объем полигонирования ТКО: в 2020 году лишь 0,5% ТКО было вывезено на полигон. В отдаленных районах мало полигонов (рис. 5).

Рисунок 5. Расположение действующих заводов по компостированию и полигонов в Финляндии на 2020 год

 

Различные системы сбора в регионах

В дополнение к пунктам возврата «Rinki eco» (рис. 2), организованным производителями в соответствии с законодательством об отходах, существуют и другие организованные пункты приема отходов регионального уровня. Прочие точки раздельного сбора, особенно в малонаселенных, отдаленных районах, относятся к населенным пунктам. Они, как правило, территориально ближе, чем пункты «Rinki», самостоятельно оплачиваются жителями, и пользование контейнерами доступно только плательщикам, имеющим ключ. Для этого необходимо заключить договор с компанией по управлению отходами. Один из способов организовать сбор, например, смешанных отходов – это общий контейнер на несколько объектов на основании договора с компанией по управлению отходами. Данные решения будут рассмотрены более подробно в разделе, посвященном примерам.

В качестве примера организации совместного пользования контейнерами для отходов приведены региональные и квартальные пункты приема. Сбор смешанных отходов, как правило, выполняется пообъектно. В малонаселенных районах сбор может быть организован на местных пунктах сбора или в формате квартального сбора: с помощью контейнеров общего пользования для нескольких объектов. Региональные пункты сбора предназначены для смешанных бытовых отходов. Пункты сбора отходов на территории жилой застройки (квартальный сбор), представляют собой централизованные пункты, организованные для объектов жилой недвижимости на определенной территории и предназначенные для сбора смешанных отходов, а также отходов, пригодных для вторичной переработки.

Региональные пункты сбора

Региональный пункт сбора предназначен для приема смешанных бытовых отходов на областном уровне. Чтобы получить право на его использование, необходимо внести платеж за региональный пункт сбора. Присоединение к региональному пункту сбора и вывоз на него смешанных отходов – один из способов выполнения объектом своих обязательств по обращению с отходами. Региональный пункт сбора рекомендуется, если на объекте не возможно пользоваться собственным или квартальным контейнером для отходов, например, в связи с удаленностью или затрудненным доступом на объект. Вывоз отходов на региональный пункт сбора обеспечивается собственниками объекта самостоятельно. Годовая стоимость обращения с отходами состоит из базового платежа и взноса за региональный пункт сбора (летний или круглогодичный доступ).

Квартальный сбор

Квартальный сбор рекомендуется при небольшом количестве отходов или затрудненном доступе на объект для большегрузного мусоровозного транспорта. В этом случае несколько объектов совместно используют контейнер для отходов и делят между собой расходы на его опорожнение. Организационные вопросы решаются через назначаемое контактное лицо. Годовая стоимость обращения с отходами состоит из базового платежа и платы за опорожнение контейнера для сбора. Квитанция на оплату базового взноса направляется каждому участнику группы один раз в год. Квитанция за опорожнение направляется контактному лицу или напрямую каждому участнику группы.

Мобильный сбор отходов

В дополнение к стационарным пунктам сбора во многих населенных пунктах осуществляется мобильный сбор при помощи мусоровозов, он предназначен для опасных отходов, ОЭЭО и крупного металлолома. После сбора указанные фракции отходов направляются на должную переработку.

Управление отходами на архипелаге

Ассоциация «Сохраним чистоту архипелага» (Keep the Archipelago Tidy Association) занимается работой по охране окружающей среды на архипелаге, пляжах и озерах. Так, например, ассоциация, осуществляет строительство и обслуживание пунктов сбора отходов, сухих туалетов, а также организует раздельный сбор лома и опасных отходов. Ассоциация управляет почти 200 пунктами обслуживания «Roope» по всей стране. «Roope» – это услуги, предоставляемые и поддерживаемые Ассоциацией яхтсменов в акватории моря и озера Саймаа. Они также включают в себя сухие туалеты, 30 плавучих станций для сброса туалетных отходов и отдельные точки сбора (например, сбора металла, ОЭЭО, а также опасных отходов местными операторами: муниципалитетами или компаниями по управлению отходами). Услуги «Roope» приносят пользу всем яхтсменам, их финансирование осуществляется за счет членских взносов Ассоциации. https://www.pidasaaristosiistina.fi/roope-palvelut

В некоторых районах жителям архипелага доступны закрытые общие контейнеры. Контейнеры запираются, для получения ключа необходимо заключить контракт с местной компанией по утилизации отходов и внести ежегодную плату. Контейнер предназначен только для остаточных бытовых отходов, т.е. отходов, получаемых после отсортировки пригодных к повторному использованию и опасных отходов. https://www.kymenlaaksonjate.fi/palvelut/jatteenkuljetukset/pyhtaan-saariston-jatehuolto/

В некоторых районах архипелага система мобильного сбора бесплатно принимает опасные бытовые отходы, ОЭЭО, металлолом и даже транспортные средства с выработанным ресурсом. Жители также могут сдавать строительные отходы и ветошь за отдельную плату. Строительные отходы и ветошь упаковываются в большие мусорные пакеты от компании по управлению отходами. https://www.lsjh.fi/fi/jatteen-vastaanotto/kiertavat-keraykset/saariston-romunkerays/

 

Примеры обращения с отходами в отдаленных районах

Планирование и реализация региональных пунктов сбора и станций приема отходов на примере Лапландии

Основная ответственность за проектирование и строительство региональных пунктов и центров сбора возложена на три межмуниципальные компании по управлению отходами, действующие в регионе Лапландия.

Для создания региональных пунктов сбора требуется согласие землевладельца и разрешение на строительство от строительного управления. Расположение региональных пунктов регулируется планом землепользования. Для строительства центра отходов также необходимо экологическое разрешение, а для возведения зданий на территории центра отходов – разрешение на строительство. Размер мусорных контейнеров контролируется и оценивается межмуниципальным советом по управлению отходами («Lapeco») региона Лапландия, исходя из численности населения конкретного района.

Станции перегрузки отходов, пример Лапландии

В регионе Лапландия семь станций перегрузки отходов. Каждая из них представляет собой индивидуальное, не типовое решение. Раньше бытовые отходы прессовались в контейнеры для дальнейшей перевозки, но от прессов пришлось отказаться по причине их низкой надежности.

На станциях перегрузки также могут быть предусмотрены меры в отношении сырья вторичной переработки, т.е. раздельный сбор. Станции вторсырья принимают компоненты отходов вторичной переработки, которые затем направляются на дальнейшую переработку или утилизацию. В Лапландии 14 специализированных станций, занимающихся только материалами вторичной переработки. На станции приема отходов поступают опасные отходы, отходы электротехнического и электронного оборудования, а также крупногабаритные отходы, такие как мебель. Данные станции приема отходов работают по установленному режиму, в часы работы на них присутствует персонал, регулирующий и контролирующий сортировку отходов. Станции приема отходов огорожены забором, имеют запирающиеся ворота и камеры наблюдения.

Межмуниципальные компании по обращению с отходами ежегодно проводят в сельской местности мобильный сбор опасных отходов (в основном отработанных масел и электрического лома) и крупногабаритных отходов (например, мебели).

Временное хранение, пример Лапландии

Для временного хранения горючих отходов, предназначенных для сжигания, оборудованы специальные закрытые помещения. Внутри помещения оборудована площадка для погрузки мусора, что снижает засорение окружающей среды при погрузке. Погрузка отходов осуществляется с использованием приемлемой землеустроительной техники, она надежна и легко заменяема. Перегрузочные станции призваны минимизировать сроки хранения отходов.

Прессование и разделение отходов, пример Лапландии

Отправной точкой надлежащего обращения с отходами является раздельный сбор. Чтобы гарантировать надлежащее качество отходов, необходимое для высококачественной утилизации в приоритетном порядке, зачастую требуется раздельное хранение, а также сортировка тех или иных фракций отходов по месту возникновения.

Раздельный сбор: региональные пункты сбора, пример Лапландии

Обязательным требованием Закона об отходах в отношении производителей и импортеров определенных видов продукции является обеспечение утилизации данной продукции и несение расходов по утилизации отходов в соответствии с ответственностью производителя. Например, к данным типам продукции относятся автомобильные шины, электрическое и электронное оборудование, а также аккумуляторы. При переходе продукции данных видов в разряд отходов потребители могут сдать их по месту продажи продукции. Стоимость обращения с отходами включена в цену покупки.

В сельской местности раздельный сбор организован в региональных пунктах (https://www.kierratys.info/#), где обычно принимают металл, стекло, картон и бумагу. В некоторых пунктах сбора организован прием пластика, а также мелкоштучных товаров и одежды в хорошем состоянии (UFF: https://uff.fi/in-english/). В среднем по всей Лапландии один пункт сбора приходится примерно на 770 жителей (разброс от 93 до 2661), а за пределами городов один пункт охватывает в среднем около 550 жителей. Количество пунктов сбора во многом зависит от расположения туристических центров. Количество людей в крупнейших туристических центрах, особенно в рождественский, весенний и осенний сезоны, сопоставимо с густонаселенными городскими областями, что создает нагрузку на операции по обращению с отходами в регионе.

В Лапландии практически не производится очистка, разделение или сортировка коммунальных отходов, собранных вместе со смешанными отходами.

Сельские приемные пункты, пример Северной Карелии (проект «Безотходная Карелия»)

Проект «Безотходная Карелия» помогает строительству собственных пунктов приема отходов в деревнях  региона Северная Карелия и республики Карелия в России. Фракции отходов, подлежащие сбору, периодичность опорожнения контейнеров и распределение расходов подлежат индивидуальному согласованию с пользователями пункта приема отходов. В данных пунктах, как правило, можно сдать в переработку наиболее распространенные упаковочные материалы: стекло, металл, пластик и картон. Пункты сбора могут быть оборудованы замком и использоваться только оплачивающими их домохозяйствами.

В деревнях Северной Карелии также используются общие контейнеры для биоотходов и смешанных отходов на несколько домохозяйств. Опорожнение данных контейнеров совместно оплачивается домохозяйствами, порядок опорожнения согласуется с предприятием по утилизации отходов.


Рисунок 6. Общий мусорный контейнер в Мекриярви, Иломантси. Фото: Элли Шубин

 

Запираемые общие пункты сбора отходов, пример Кюменлааксо

Если объект расположен на острове, очень далеко, если к нему ведет узкая или плохая дорога, то в качестве решения по управлению отходами применяются запираемые общие пункты сбора отходов (lock point). Разрешение на присоединение выдается региональным органом власти по управлению коммунальными отходами (Совет по отходам региона Кюме).  если к объекту невозможно подъехать на мусоровозе. Запираемые общие пункты сбора отходов в данном случае предназначены для смешанных коммунальных отходов, уже отсортированных от упаковочных отходов, пригодных к повторному использованию (пластик и металл), которые сдаются в региональные пункты сбора для перерабатываемых фракций отходов. Биологические отходы подлежат компостированию на объекте. Запираемые общие пункты сбора отходов размещаются на пристанях и в зонах расположения дачных домов, численность пользователей (обслуживаемых объектов) составляет от 10 до 100. Размер определяется количеством пользователей, объем мусорного контейнера может составлять, например, 600 литров или даже 8 кубометров. Интервал опорожнения контейнеров – около недели, обслуживание производится местной компанией по утилизации отходов или муниципалитетом. За пользование пунктом взимается ежегодная плата с учетом коэффициента использования (круглогодичное, летнее использование).

На территории работы Совета по отходам региона Кюме использование общего пункта сбора всегда рассматривается как исключение из стандартных правил пообъектного сбора. Система управления отходами основана на том, что все объекты недвижимости имеют свой собственный мусорный контейнер или, например, общий с соседним объектом. Зачастую это дешевле, чем присоединение к общему пункту сбора.

Мусорные контейнеры, пример Лапландии

В Лапландии важно, чтобы конструкция мусорного контейнера позволяла производить механическую загрузку отходов. Как правило, на региональных пунктах сбора отходов в Лапландии установлены заглубленные контейнеры (95% контейнеров на территории «Lapeco»). Для сбора пластиковой и картонной упаковки также используются пресс-машины, что увеличивает интервал опорожнения (в пунктах сбора упаковки, относящихся к организации «Rinki Inc.», обеспечивающей ответственность производителей). Существуют специальные контейнеры с фронтальной загрузкой.

В муниципальном регламенте по управлению отходами есть предписания в отношении мусорных контейнеров для пообъектного сбора. Мусорные контейнеры для пообъектного сбора – это либо заглубленные контейнеры, либо контейнеры с крышкой и на колесах, имеющие ручки для перемещения вручную, позволяющие водителю грузовика легко опорожнять/собирать их. Контейнеры с фронтальной загрузкой часто устанавливаются под навесом.

На станциях приема отходов могут использоваться сменные и другие контейнеры. Для опасных отходов предусмотрены герметичные запирающиеся баки или контейнеры с дренированием.

Сбор и транспортировка биоотходов, пример Лапландии

В Лапландии существует раздельный сбор биоотходов в центральной части городов Рованиеми, Кеми, Кеминмаа, Торнио, Рануа и Пелло, а также, например, в туристических центрах Леви и Юлляс. В зимнее время раздельному сбору биоотходов препятствует замерзание. Существует острая потребность и спрос на биогазовые установки для утилизации твердых органических отходов со стороны туристической отрасли Лапландии, а также сельскохозяйственной отрасли (сельское хозяйство, оленеводство и рыболовство). Изучаются возможности реализации таких установок в Торнио, Колари и регионе Восточная Лапландия, но пока они не реализованы на практике.

Раздельно собранные биоотходы транспортируются для переработки на биогазовую установку в Оулу. Транспортная удаленность составляет сотни километров. В сельской местности среди собственников недвижимости поощряется самостоятельная переработка биоотходов (компостирование): объекты, обеспечивающие компостирование, платят за отходы по сниженному тарифу. Согласно ближайшему изменению Закона об отходах, обязательство раздельного сбора биоотходов будет распространяться и на другие регионы. В зимнее время раздельному сбору биоотходов препятствует замерзание.

Технические инструменты и оборудование, пример Лапландии

При повторном использовании и переработке различных фракций отходов важно разделение источников. Опорожнение мусорных контейнеров должно выполняться мусоровозами. Мусоровозы должны быть оборудованы прессом и грузоподъемным механизмом (для опорожнения/сбора в заглубленный контейнер).

Производство и использование топлива RDF, пример Лапландии

Отходы, направляемые на производство топлива RDF, транспортируются с перегрузочных станций либо на завод по энергетической утилизации в Лаанила (Оулу), либо на электростанции в Буден или Кируна в Швеции.

Компании по обращению с отходами совместно произвели анализ состава партий бытовых отходов, поступающих на мусороперерабатывающие заводы. На основании обзора можно отметить, что доля пластика и биоотходов в бытовых отходах направляемых на сжигание, по-прежнему очень высока, около 60-70%. Очевидно, что в отношении данных фракций необходимо усилить сортировку и прием материала на утилизацию. Влажные биоотходы снижают энергетическую ценность материала и затрудняют сбор отходов, особенно в зимнее время, по причине замерзания.

Размещение неутилизируемых отходов, пример Лапландии

В начале 2016 года в Финляндии вступил в силу запрет на захоронение органических отходов. С этого момента стало незаконно вывозить органические, биоразлагаемые отходы на полигоны. Биоразлагаемые отходы – это горючие, расщепляющиеся и разлагающиеся материалы: биоотходы, текстиль, древесные отходы, бумажные отходы и пластик. В результате данного запрета количество твердых коммунальных отходов, постоянно размещаемых на полигонах, сократилось менее чем на одну десятую (67 000 т/год -> 5 000 т/год) по сравнению с 2010 годом.

В 2008 году в Лапландии были закрыты все полигоны муниципальных округов, не соответствующие ужесточившимся требованиям ЕС. После этого осталось лишь два муниципальных окружных полигона: «Jäkälä Waste Center» в Торнио и «Napapiirin Residuum Inc.» в Куусиселкя (Рованиеми). Полигон в Куусиселкя закрывается в 2022 году. Конструктивные требования к полигонам установлены Постановлением Правительства о полигонах (331/2013).

 

Дальнейшие изменения в системах сбора отходов

19 июля 2021 года, со вступлением в силу Закона об отходах, началась широкомасштабная реформа, направленная на стимулирование переработки и экономики замкнутого цикла. Она также может повлиять на управление отходами и его организацию в малонаселенных районах.

Новый закон об отходах

По окончании переходного периода муниципалитеты будут организовывать вывоз с жилых объектов раздельно собираемых отходов: биоотходов, мелких металлоотходов и упаковочных отходов. Изменится транспортная система в тех муниципалитетах, где в настоящее время перевозка отходов передана в ведение владельца жилой недвижимости. При условии соблюдения изложенных в законе условий муниципалитет по-прежнему имеет право решить, что владелец жилой недвижимости будет непосредственно договариваться с транспортной компанией об организации перевозки смешанных коммунальных отходов. Муниципалитеты и производители упаковки организуют раздельный сбор бытовых упаковочных отходов на объектах недвижимости совместными усилиями. Производители будут платить муниципалитетам компенсацию за осуществление сбора. Кроме того, производители упаковки будут по-прежнему обязаны содержать региональные пункты приема упаковочных отходов. (Министерство окружающей среды, 2021)

Производители, ответственные за утилизацию упаковочных материалов, будут объединены в «суперкорпорацию производителей», которая будет нести ответственность за обязательства производителей в отношении всех упаковочных материалов. Ответственность производителя будет распространяться на международную удаленную торговлю во всех категориях продукции. Производители за пределами Финляндии могут выполнять свои обязательства через уполномоченного представителя в Финляндии или путем вступления в сообщество производителей. Платежи по ответственности производителя, взимаемые организациями производителей с производителей, будут дифференцироваться, чтобы способствовать возможностям вторичной переработки, ремонта, модернизации и повторного использования продукции. Сообщество производителей получит средства, необходимые для переработки и управления отходами своей продукции в рамках ответственности производителя, за счет платежей по ответственности производителя, заложенных в цене продукции и оплачиваемых потребителями. Будет наращиваться мониторинг потоков отходов и дигитализация сектора. Обязательства операторов по бухгалтерскому учету и раскрытию информации станут более жесткими. При мониторинге движения опасных и некоторых других отходов будет использоваться электронная передаточная документация. Изменятся обязательные процедуры подачи заявок на услуги по обращению с вторичными коммунальными отходами для субъектов государственных закупок. (Министерство окружающей среды, 2021

Новое постановление об отходах

Новые постановления правительства будут регулировать необходимость сбора определенных фракций отходов на объектах, при этом муниципалитеты в своих регламентах по управлению отходами смогут установить более или менее жесткие требования к раздельному сбору. Некоторые новые правила также могут изменить требования к сбору в отдаленных районах.

Примеры новых обязательств раздельного сбора, устанавливаемых новыми нормативными актами (Постановление правительства об отходах, 2021 г.):

  • Раздельный сбор биоотходов во всех агломерациях на объектах, включающих не менее пяти квартир, начнется к июлю 2022 года, а раздельный сбор мелких металлических и упаковочных отходов – к июлю 2023 года.
    • аналогичные требования к нежилым помещениям (с июля 2022 года).
  • Кроме того, к июлю 2024 года раздельный сбор биоотходов будет охватывать все объекты в агломерациях с населением более 10 000 человек.
  • Не позднее 2023 года начнется региональный прием текстильных отходов.
  • Планируется не менее 1000 региональных пунктов приема упаковочных, в том числе пластиковых, отходов, а также не менее 60 терминалов.