Skip to Content

Муниципальные операторы

Эффективное выполнение задач муниципалитетами требует тесного сотрудничества. В материковой части Финляндии около 270 финских муниципалитетов из 293 организуют совместное управление муниципальными отходами, предоставляя услуги 5,3 миллионам жителей.

Только ок. 24 муниципалитета организуют управление отходами самостоятельно. В таком случае заказывают услугу у других муниципальных предприятиях или коммерческих организаций либо через контракты, либо через проводя тендеры.

Есть несколько вариантов сотрудничества:

  1. Создание совместного муниципального предприятия с другими муниципалитетами. Частная собственность не допускается, поэтому предприятие должно находиться в муниципальной собственности. Муниципальное предприятие может работать на рыночных условиях лишь в незначительной степени. Средний объем рыночных операций такого предприятия не может превышать 10% оборота.
  2. Создание ассоциации муниципалитетов с другими муниципалитетами или соглашение о совместном производстве услуги с другим муниципалитетом или ассоциацией муниципалитетов. Согласно Муниципальному закону (410/2015), компании по обращению с отходами, действующие как ассоциация муниципалитетов, не могут заниматься рыночной деятельностью, поэтому они принимают отходы только на основании муниципальной ответственности, указанной в Законе об отходах.
  3. Муниципалитеты могли бы также договориться о совместной закупке услуги с другим муниципалитетом или ассоциацией муниципалитетов. В случае приобретения услуг у частного поставщика услуг, услуги должны быть предложены в соответствии с финским законодательством о закупках. Однако организационная ответственность всегда лежит на муниципалитете. Таким образом, можно было бы избежать ситуаций, когда частный оператор обанкротится и не сможет предоставлять необходимые услуги.

На практике многие муниципалитеты возложили большую часть своих обязанностей по управлению отходами на региональные компании по управлению отходами, принадлежащие муниципалитетам или муниципальным федерациям.

В Финляндии всего 33 таких совместных компаний (операторов), которые обслуживают более 90 % населения. Муниципальные компании по управлению отходами выполняют многие из функций, находящихся в ответственности муниципалитетов, например, такие как информационно-консультационная работа по вопросам обращения с отходами, транспортирование отходов, переработка органических отходов, отвечают за мусоросжигательные заводы и полигоны для отходов.

Финансирование деятельности

Так как муниципальные компании по управлению отходами находятся в собственности муниципалитетов, они являются некоммерческими.

Операционная деятельность финансируется за счет сборов за обращение с отходами, уплачиваемых владельцами отходов, а не за счет налогов. За счет муниципальных сборов покрываются расходы на организацию обращения с отходами, в частности, расходы на создание, эксплуатацию и рекультивацию мест обработки отходов. Размер сборов за обращение с отходами должен соответствовать предлагаемому муниципалитетом уровню обслуживания, а также стимулировать посильные действия по уменьшению количества и вредности отходов и организацию обращения с отходами в соответствии с приоритетным порядком, предусмотренным Законом об отходах. В соответствии с Законом об отходах допускается получение разумной прибыли, за счет которой также финансируется основная деятельность и делаются необходимые инвестиции.

Муниципальные операторы закупают необходимые им услуги, например транспортные, у частных компаний через конкурсные торги. Частные компании также предлагают услуги по обращению с отходами, переработке и утилизации для бизнеса

Официальные функции в сфере обращения с отходами, в частности, принятие решений о муниципальном тарифе и системе обращения с отходами, относятся к компетенции профильного административного органа муниципалитета. Для выполнения официальных функций у регионального оператора по обращению с отходами, принадлежащего нескольким муниципалитетам, должен быть объединенный административный орган.