Skip to Content

История

На протяжении истории Финляндии управление отходами развивалось как сотрудничество между муниципалитетами, частными компаниями по утилизации отходов и организациями, обеспечивающими ответственность производителей. Первостепенную роль в развитии современной, целостной и эффективной системы управления отходами играет законодательство.

В начале XX века, в результате индустриализации и урбанизации, выросла плотность населения. Нарушения привели к проблемам со здоровьем, возникла необходимость заниматься организацией утилизации отходов. В 1927 году вступил в силу Закон о здравоохранении, позволивший передать управление отходами в муниципальное ведение. После Второй мировой войны, с ростом населения и увеличением потребления, появилась потребность в полигонах, а также переработке материалов. Финляндия имеет долгие традиции переработки материалов: например, раздельный сбор бумаги, металла и картона был начат еще в 1940-х годах. В 1950-х годах была введена депозитная система возврата многоразовых стеклянных бутылок. С тех пор количество материалов и видов тары, включенной в систему возврата, неуклонно увеличивается. Сейчас через систему возврата повторно используется или перерабатывается более 90% залоговой тары для напитков.

В 1978 году вступил в силу первый Закон об обращении с отходами, согласно которому началось оказание услуг по обращению с отходами и организация транспортировки ТКО. В следующем году началось управление опасными отходами: в Риихимяки была основана компания «Suomen Ongelmajäte Ltd». В настоящее время завод «Fortum Ltd» в Риихимяки производит переработку большей части опасных отходов Финляндии.

В 80-х годах между муниципалитетами началось сотрудничество в сфере обращения с отходами. В 1990-х годах произошли законодательные изменения, связанные с членством в ЕС. 1990-е годы стали периодом пика создания организаций по управлению коммунальными отходами. Новый Закон об отходах, вступивший в силу в 1994 году, активизировал сотрудничество между муниципалитетами. В 1990-е годы получил распространение раздельный сбор биоотходов, а обязательства по переработке и консультирование по вопросам ТКО стали более эффективными.

Правительственное решение о полигонах в 1997 г. и Директива ЕС о полигонах (1999 г.) вывели строительство полигонов на современный уровень, минимизировавшем воздействие на окружающую среду. Это также увеличило расходы, связанные со строительством новых полигонов, и привело к закрытию старых полигонов. В дальнейшем ограничение на захоронение органических отходов, принятое в 2016 году, снизило объем захоронения смешанных отходов, на практике это означало прекращение.

Начиная с 2000-х годов в Финляндии получила развитие отрасль энергетической утилизации отходов. В 2010-х годах происходило активное расширение сети мусоросжигательных заводов и станций биологической очистки. Изменение в сфере ответственности производителя за упаковочные отходы привело к появлению новой сети раздельного сбора вторсырья: точек возврата «RINKI eco». В 2016 году начался сбор пластмассовой упаковки. (ИСТОЧНИК: https://kivo.fi/jatehuollon-kehitys-itsenaisen-suomen-historiassa/)

Следующий Закон об отходах вступил в силу в 2021 году. Он основан на новой редакции Директивы ЕС об отходах 2018 года, направленной ​​на сокращение отходов, а также увеличение вторичного использования и переработки. В новом Законе об отходах поставлены более высокие цели по переработке различных фракций и раздельному сбору отходов. На сегодняшний день переход к экономике замкнутого цикла в Финляндии является одним из основных приоритетов в сфере обращения с отходами.